Новый способ оплаты покупок в розничной торговле - по QR-коду

В конце августа 2019 года Центробанк в режиме эксперимента ввел новый способ оплаты покупок в розничной торговле - по QR-коду. Цифровизация экономики позволяет находить все новые и новые способы оплаты, однако будут ли они так же полезны бизнесу, как потребителю? Разберемся, как будет происходить оплата по QR-коду, что нужно знать предпринимателям и как подготовить свой бизнес к нововведениям.
Нужно сразу разграничить два типа кодов — статический и динамический. Первый из них представляет собой QR-код, в котором “зашита” информация о счете продавца. Оплата покупок таким способом очень популярна в азиатских странах, где небольшим торговым точкам невыгодно подключать эквайринг, так как население неохотно пользуется банковскими картами. Чтобы, к примеру, туристы могли расплатиться за сувениры в небольшой лавочке, продавец предлагает им отсканировать с помощью смартфона QR-код, после чего туристы получают доступ к счету продавца и зачисляют на него сумму покупки. Эта сумма вводится вручную. Кассовое оборудование в процессе не участвует. В России подобный способ оплаты может быть популярен в тех сферах бизнеса, где 54-ФЗ не требует применения ККТ, например, на арбузных развалах. Чтобы начать принимать подобные платежи, продавцу достаточно сгенерировать QR-код для оплаты
, распечатать его и повесить на видном для покупателя месте. Таким образом продавец привлечет новых покупателей, которые по каким-либо причинам не используют наличные деньги и предпочитают повсюду расплачиваться картой.Второй тип QR-кода - динамический. Если статический дает только доступ к счету, на который нужно зачислить деньги и предлагает самостоятельно сформировать сумму покупки, динамический код уже несет в себе информацию о цене. Если взять для примера тот же арбузный развал, то продавец до начала торговли взвешивает каждый арбуз, считает его стоимость, генерирует для каждой ягоды индивидуальный QR-код и наклеивает его на товар. Как оплатить через QR-код? Очень просто. Покупатель выбирает арбуз, сканирует код и платит за покупку в приложении.
Также есть третий тип QR-кодов - пользовательский. В него “зашивается” информация о счете покупателя. Продавец сканирует этот код, а покупатель разрешает платеж на озвученную сумму. В России этот тип кодов пока внедрять не планируется, однако этот вид кода очень перспективен. Для работы с ним подойдут обычные сканеры, которые сейчас уже применяются для работы с маркировкой.
Малый бизнес оценит работу со статическим QR-кодом. Теперь не нужно писать реквизиты своего счета, чтобы покупатель вводил его и платил безналичным расчетом, достаточно просто предоставить картинку QR-кода. Крупный ритейл заинтересуется динамическим кодом. Он позволит ускорить процесс обслуживания клиентов, что весьма критично для больших супермаркетов.
QR-код для оплаты - сравнительно новая штука для российского рынка, и технические требования к каналу передачи и самому коду пока не определены до конца. В среднем затраты бизнеса на приобретения оборудования для считывания кодов (например, экрана терминала или POS-системы) составят от 30 до 200 долларов. Разумеется, можно и сэкономить. Простейшие устройства не рассчитаны на отображение QR-кода, поэтому если вы планируете внедрять подобный тип оплаты, лучше приобрести высокотехнологичное оборудование. POS-терминал для приема карт с высоким разрешением экрана прекрасно подходит для отображения QR-кода.
Печатать динамический QR-код можно также на пречеке или просто демонстрировать на экране смартфона. Последний способ особенно оценят курьеры и кондукторы.